Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:

Тактические особенности обнаружения, фиксации, изъятия и оформления следов рук и обуви на месте совершения преступления

Дерюгин Роман Александрович

кандидат юридических наук

Заместитель начальника кафедры, кафедра криминалистики, Уральский юридический институт МВД России

620017, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66

Deryugin Roman Aleksandrovich

PhD in Law

Deputy Head of the Department of Forensic Science at the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

620017, Russia, Sverdlovskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. Korepina, 66

athletics_93@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Малых Алексей Александрович

старший преподаватель, кафедра криминалистики, Уральский юридический институт МВД России

620017, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66, каб. 222

Malykh Aleksei Aleksandrovich

senior lecturer of the Department of Forensics at Ural Law Institute under the Ministry of Internal Affairs of Russia

620017, Russia, Sverdlov Region, Yekaterinburg, Korepin's str., 66, room No. 222

b238973@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7810.2017.1.20408

Дата направления статьи в редакцию:

16-09-2016


Дата публикации:

25-03-2017


Аннотация: Автор подробно рассматривает вопросы обнаружения, фиксации, изъятия и оформления следов рук и обуви при осмотре места происшествия. Особое внимание в статьей уделено способам изъятия следов рук и обуви, так как именно эти следы чаще всего встречаются при осмотрах места преступления. В свою очередь, от точности и профессионализма специалиста-криминалиста при работе со следами на месте происшествия зависит их сохранность и возможность исследования при производстве экспертизы. В работе используются общенаучные методы, а также комплекс частно-научных методов познания, которые включают в себя такие методы, как нормативно-логический метод, системный метод, синтез, анализ, дедукция, индукция и другие методы научно-исследовательской деятельности. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что несмотря на разнообразие способов изъятия вещественных доказательств, таких как следы рук и обуви, самым эффективным остается способ изъятия следа вместе с объектом. Именно этот способ достаточно универсален и обеспечивает сохранность вещественных доказательств.


Ключевые слова:

следы рук, следы обуви, вещественные доказательства, специалист, осмотр места происшествия, изъятие, фиксация, обнаружение, преступление, дактилоскопическая пленка

Abstract: The authors of the article examine issues related to detection, fixing, withdrawal and official registration of footwear traces and traces of hands at the crime scene. Special attention is paid to the methods of withdrawal of footwear and hands traces because these are the traces that are found at the crime scene most frequently. In its turn, accuracy and professional qualities of a forensic specialist allow to preserve trces and later use them during expertise. In their research the authors have used general research methods as well as specific research methods such as the standard logical method, systems approach, synthesis, analysis, induction, deduction and other research methods. The main conclusion of the research is that despite a great variety of methods used to withdrawal material evidence such as traces of hands and footwaer, the most efficient method is still the withdrawal of a trace together with an object. This is a rather universal method that keeps material evidence intact. 


Keywords:

traces of hands, footwear traces, physical evidence, specialist, inspection of the scene, withdrawal, fixing, detection, crime, dactyloscopic film

Осмотр места происшествия является способом получения непосредственной информации и имеет определенную специфику. Полнота и достоверность получаемой в ходе осмотра картины происшествия и сведений о произошедшем событии зависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности лица, производящего осмотр, о тактических приемах и методах осмотра, а также о способах обнаружения, фиксации, изъятия и оформления следов и вещественных доказательств, обнаруженных на месте совершения преступления.

На месте происшествия всегда существует несколько способов изъятия вещественных доказательств, и в зависимости от обстановки на месте происшествия применяется наиболее эффективный способ, который позволяет наиболее полно и качественно, в зависимости от условий, изъять вещественные доказательства. Рассмотрим некоторые особенности изъятия и фиксации следов рук и обуви.

Большинство следов рук на месте происшествия при визуальном наблюдении не видимы. Процесс их обнаружения и фиксации заключается в обработке следовоспринимающих поверхностей дактилоскопическими магнитными и не магнитными порошками. К наиболее распространенным способам изъятия следов рук относятся:

– вместе с объектом;

– фотографирование;

– копирование.

Копирование может осуществляться как на прозрачную липкую ленту («скотч») так и на дактилоскопическую пленку светлых и темных тонов.

Изъятие на прозрачную липкую ленту осуществляется следующим способом: на обнаруженный след накладывается липкой стороной отрезок ленты, не значительно превышающий след по размерам. Наклеенный отрезок разглаживается рукой или валиком для удаления пузырьков воздуха и более полного восприятия частиц порошка. После чего данный отрезок отделяют от следовоспринимающего объекта и наклеивают на лист бумаги. На листе бумаги указывается дата, адрес, фабула происшествия, количество изъятых отрезков, а под каждым отрезком указывается наименование и место расположения предмета, с которого был изъят след. В нижней части листа ставятся подписи понятых, специалиста и лица, производящего осмотр.

Дактилоскопическая пленка состоит из двух слоев: следовоспринимающего – имеющего липкую основу одной из сторон, и защитную, закрывающего данный липкий слой. Для изъятия следов вырезается фрагмент пленки не значительно превышающий след, отделяется защитный слой от следовоспринимающего, копировальный липкий слой накладывается на след, разглаживается и отделяется от поверхности объекта. После чего на липкую поверхность пленки накладывается защитная пленка, разглаживается, и отрезки сшиваются между собой. К концам нити крепится бирка с соответствующими пояснительными надписями. Все фрагменты дактилоскопической пленки и прозрачной липкой ленты могут помещаться в один конверт, который опечатывается и снабжается пояснительной надписью, удостоверенной подписями участников осмотра [3, с. 47-48].

Как показывает практика, основное изъятие осуществляется следующими способами:

– следы, обработанные порошком черного цвета, изымаются на прозрачную липкую ленту;

– следы, обработанные порошком белого цвета, изымаются на темную дактилоскопическую пленку.

Предпочтение в основном отдается обнаружению следов с использованием порошков черного (темного) цвета и изъятию на прозрачную липкую ленту, так как такой способом изъятия имеет ряд положительных сторон:

– находясь на месте происшествия, в рамках оперативно-следственных мероприятий, специалист, при наличии соответствующего допуска, может провести сравнение изъятых следов рук с отпечатками рук на дактилоскопических картах проверяемых лиц, и дать предварительную информацию о совпадении или не совпадении изъятых следов рук и полученных отпечатков. При этом сравнение осуществляется в масштабе 1:1, в позитивном отображении;

– не требует пересъемки с использованием фотоаппарата или проецируемой установки, что обычно происходит при исследовании следов рук, изъятых с использованием дактилоскопической пленки, где след в большинстве случаев имеет негативное отображение;

– наиболее долгий срок сохранности изъятых следов: на практике следы, изъятые на дактилоскопическую пленку, могут полностью растворится в желеобразном липком слое пленки в период от 2 до 6 месяцев, при этом ставя в некоторых случаях под сомнение факт изъятия следов, если дело расследуется довольно продолжительный срок (например – более года);

– есть еще один не очень приятный момент, который мы все же не должны замалчивать: при не добросовестном подходе к исследованию эксперту гораздо легче изменить (заменить) фрагмент дактилоскопической пленки, которая скрепляется при помощи нити и бирки, удаляемых в процессе исследования, чем полностью изменить фрагмент бумаги, на который наклеен отрезок прозрачной липкой ленты с соответствующими надписями и подписями.

При обнаружении видимых или слабо видимых грязе-пылевых следов обуви их можно откопировать на темную дактилоскопическую пленку, без какого-либо усиления данных следов с использованием различных порошков. Для этого вырезается отрезок дактилоскопической пленки размером чуть больше изымаемого следа; отделяется защитный слой и следовоспринимающим слоем накладывается на след, после чего данный отрезок разглаживается или рукой или резиновым валиком. Важно помнить, что нажатие на пленку при разглаживании должно быть не очень сильным, так как при сильном нажатии на следовоспринимающую поверхность пленки может перейти рисунок следовоспринимающей поверхности объекта, на котором обнаружен след, и «забьет» рисунок следа обуви, сделав его не пригодным для идентификации. После чего на липкую поверхность пленки накладывается защитная пленка.

Не видимые поверхностные следы обуви могут быть обнаружены так же с использованием как магнитных так и не магнитных дактилоскопических порошков различного цвета, и могут быть изъяты на светлую или темную дактилоскопическую пленку, в зависимости от цвета порошка, вышеописанным способом.

В некоторых случаях у специалиста при изъятии поверхностных следов обуви, обнаруженных с использованием дактилоскопических порошков, не всегда имеется отрезок дактилоскопической пленки нужного размера. В таких случаях изъятие производится на прозрачную липкую ленту («скотч»), обычно шириной ленты около 48 мм: отрезается первый отрезок ленты по длине чуть больше длины следа и накладывается на одну из боковых границ следа обуви так, чтобы не значительно выйти за боковую границу следа. После этого отрезается второй отрезок липкой ленты такой же длины, и накладывается на оставшийся фрагмент следа обуви с обязательным наложением на поверхность первого отрезка как минимум на 5 мм. И таким образом до тех пор, пока вся поверхность обнаруженного следа не будет заклеена липкой лентой. После этого данные отрезки разглаживаются рукой или валиком для удаления пузырьков воздуха и более полного восприятия частиц порошка. Для удобства изъятия данных отрезков концы пленки в процессе наложения не приклеиваются к поверхности следовоспринимающего объекта; под них, на всю ширину всех отрезков, подкладывается фрагмент бумаги, на который концы и приклеиваются. Взяв в руки один из концов бумаги (с приклеенными отрезками ленты) специалист начинал медленно отрывать получившийся таким образом единый фрагмент липкой ленты, с последующим переносом и фиксацией его на листе бумаги необходимого размера [2, с. 77]. С обратной стороны данного листа бумаги делаются пояснительные надписи.

Кроме поверхностных следов обуви на месте происшествия могут быть обнаружены и объемные следы обуви. Для изъятия объемных следов обуви обычно используют гипс, а исходя из условий и среды, в которых обнаружен след обуви, применяют три способа изготовления гипсовых слепков:

– наливной;

– насыпной;

– комбинированный.

Рассмотрим изъятие следа обуви наиболее распространенным способом - наливным, при котором водный раствор гипса заливают в след.

Первоначально необходимо подготовить след к заливке: с помощью пинцета с поверхности следа удаляются посторонние предметы, но только те, о которых известно, что они попали в след после его образования (листья, веточки и проч.); с использованием груши или впитывающего материала удаляется не значительное количество воды, находящейся в следе. След по всей длине и ширине, с не значительным отступанием от края следа, окружают барьером, изготовленным из деревянных планок, широких картонных полос или просто грунта. Подготавливается основа каркаса: 2–3 деревянных палочки равные длине следа и несколько палочек (5–7) равные его ширине. Изготавливается бирка с веревкой, которую заранее можно привязать к одной из палочек.

Смешение гипса с водой делают в посуде (стеклянной, резиновой) которую наполняют водой, после чего в нее постепенно насыпают гипс (как показывает практика желательно брать посуду емкостью не менее 800 мл). Примерно на три части воды берут пять частей гипса[2, с. 95]. Во время засыпки массу размешивают лопаткой или палочкой. Консистенция раствора должна быть близка к жидкой сметане.

Весь процесс растворения по возможности должен быть наиболее кратким, так как качественный гипс «схватывается» быстро, и уже в посуде может начать затвердевать.

Заливка осуществляется в два слоя (приема).

Начинать заливку первого слоя необходимо с точки, лежащей вне следа, в непосредственной близости от него; после того как раствор стечет в след, передвигают струю, стремясь к тому, чтобы она не опережала растекающийся гипс и попадала бы не на поверхность следа, а на уже покрывший этот участок раствор. Исполнение этого правила способствует тому, что струя раствора не разрушает след, повреждая его поверхность.

На залитый первый слой, по всей длине и ширине следа, укладывается каркас из заранее подготовленных и смоченных палочек (сухие палочки могут впитать в себя часть воды из заливки, что в дальнейшем может привести к разрушению слепка в месте их расположения). Заранее прикрепленную бирку выводят за границу слепка. После этого заливают второй слой гипса. Полученная толщина слепка должна быть около 2–3 см. Затвердевание гипса происходит через 25–30 мин, после чего данный слепок можно изымать с грунта.

При изъятии объемных следов обуви с поверхности снега или сыпучих материалов (например: песок) необходимо помнить ряд правил при изготовлении раствора и заливки следа.

Снег. Во избежание подтаивания снега и как последующего – уничтожения следа, вливаемый раствор должен быть охлажденным. Для этого в емкость с водой, перед тем как в нее засыпать гипс, кладут снег до тех пор, пока снег не перестанет таять, после чего излишки не растаявшего снега удаляются. Гипс так же охлаждают, насыпав его тонким слоем на ровную сухую поверхность на открытом воздухе (например: лист фанеры). Банку с водой, перед тем как засыпать туда гипс, необходимо поставит в снег, а после приготовления гипсовой массы дать ей некоторое время постоять и остыть, периодически помешивая гипс, чтобы он не загустел. Заливка производится по вышеописанным правилам.

Целесообразно предварительно закрепить след на снегу, создав обледенение его поверхности, путем обрызгивания из пульверизатора водой, охлажденной до 0°С. Важно помнить, что вода разбрызгивается над следом, а не в сам след. Образующая при этом тонкая ледяная корка не искажает детали следа, закрепляет между собой снеговую массу и не допускает деформации в следе при последующей заливке гипсового раствора.

При низких условиях температуры есть вероятность того, что гипсовый раствор, залитый в след, начнет замерзать раньше, чем произойдет его схватывание. Чтобы этого не произошло, в водный раствор добавляют 10–15 % поваренной соли. Просушивать полученные таким образом слепки следует не менее суток, соблюдая все это время осторожность при обращении с ними [1, с. 107].

Наиболее надежным способом закрепления следов обуви на сыпучих материалах является предварительная обработка их какой-либо быстротвердеющей жидкостью (например: лак для волос, аэрозольный мебельный лак в баллончике). Распыляющее сопло баллончика направляется вверх над следом так, чтобы создавалось плотное жидкое облако (туман), которое будет оседать на поверхность следа. В этом случае обработки частицы закрепляющей жидкости связывают между собой частицы сыпучего вещества, образуя тонкую, но достаточно прочную корку, которая не искажает след.

В заключении отметим, что не всегда на месте происшествия есть возможность применения большинства способов и методов по фиксации и изъятию вещественных доказательств. Кроме того, в ряде случаев исследование изъятых объектов возможно только в лабораторных условиях, так как исследование их на месте происшествия может привести к потере оставленных следов (например: поиск следов рук на мокрых объектах в дождливую погоду; при низких температурах воздуха). Поэтому наилучшим способом изъятия всех видов следов с места происшествия является изъятие вместе с объектом, что позволит сохранить их структурную целостность и позволит результативно провести сравнительные исследования или экспертизу.

Библиография
1. Криминалистика: учебник для бакалавров / под ред. Л.Я. Драпкин. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 831с.
2. Кузнецов П.С. Работа со следами на месте происшествия.-Екатеринбург, 1993. – 274 с.
3. Осмотр места происшествия: практическое пособие / под ред. В.М. Логвина. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 376 с.
4. Яровенко В.В. Проблемы применения специальных знаний при исследовании различных видов огнестрельного оружия и боеприпасов // Юридические исследования. - 2012. - 2. - C. 146 - 163. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_165.html
5. Дерюгин Р.А. О некоторых вопросах тактики получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами // Полицейская деятельность. - 2016. - 4. - C. 393 - 397. DOI: 10.7256/2222-1964.2016.4.17312.
References
1. Kriminalistika: uchebnik dlya bakalavrov / pod red. L.Ya. Drapkin. – M.: Izdatel'stvo Yurait, 2013. – 831s.
2. Kuznetsov P.S. Rabota so sledami na meste proisshestviya.-Ekaterinburg, 1993. – 274 s.
3. Osmotr mesta proisshestviya: prakticheskoe posobie / pod red. V.M. Logvina. – M.: Yurlitinform, 2011. – 376 s.
4. Yarovenko V.V. Problemy primeneniya spetsial'nykh znanii pri issledovanii razlichnykh vidov ognestrel'nogo oruzhiya i boepripasov // Yuridicheskie issledovaniya. - 2012. - 2. - C. 146 - 163. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_165.html
5. Deryugin R.A. O nekotorykh voprosakh taktiki polucheniya informatsii o soedineniyakh mezhdu abonentami i (ili) abonentskimi ustroistvami // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2016. - 4. - C. 393 - 397. DOI: 10.7256/2222-1964.2016.4.17312.