Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Цыпкина А.Г., Селиванова О.В. Трапезундский фронт 1916 г. глазами ученого-византиниста Ф. И. Успенского.

(Опубликовано в журнале «Исторический журнал: научные исследования» №2, 2014)

22/10/2014

Через три месяца после начала Первой мировой войны и открытия ее многочисленных фронтов на Востоке (Кавказского, Месопотамского, Аравийского, Суэцкого, Палестинского, Сирийского, Персидского и Галлиполийского) Турция стала одним из театров военных действий.

Район между Черным и Каспийским морями был занят русскими войсками в результате проведенной на Кавказском фронте1 Сарыкамышской операции к апрелю 1915 г. Однако уже летом 1915 г. из-за недостаточного количества резервов и слабости путей сообщения русская армия понесла ряд поражений. Только после Алашкертской, Эрзерумской и Трапезундской операций 1916 г. положение России на Азиатском театре упрочилось, когда она получила важнейшие в стратегическом плане города Эрзерум, Битлис, Ван, Эрзинджан и Трапезунд2; последний предполагалось превратить в мощную базу с достаточным запасом продовольствия и вооружения для Кавказской армии. Правда, есть мнение, что наиболее подходящим местом для порта могла быть деревня Платана (западное предместье Трапезунда), а выбор собственно Трапезунда был неудачным3. Так думал и командующий Черноморским флотом адмирал А. А. Эбергард: «Для возможности организовать правильный подвоз снабжения для армии непосредственно в районе Трапезунда, – писал он, – необходимо устройство военного порта в Платане, как единственном подходящем месте к западу от Ризе»4.

По мере наступления русских войск на занятых территориях создавались подчиненные командованию военно-административные округа. В июне 1916 г. российское правительство утвердило «Временное положение об управлении областями, завоеванными у Турции по праву войны». Согласно этому постановлению присоединенная территория, объявленная временным генерал-губернаторством Турецкой Армении, подчинялась главному командованию Кавказской армии. Кроме экономического освоения5, началось и научное исследование занятых турецких земель. При штабе 5-й Кавказской армии был создан Археологический отдел, отвечавший за исторические исследования на прифронтовой территории

Читать статью