Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Березина Е.С. - «Городок в табакерке»: образ города в русской и советской лаковой миниатюре

(Опубликовано в журнале «Человек и культура» №5, 2016)

02/11/2016

Статья подготовлена в ходе проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации "5-100".

Введение

В данной статье я рассматриваю образы города на предметах с лаковой миниатюрной живописью, как повторяющиеся визуальные знаки, заключающие в себе представления о городском пространстве и принципы его видения в русской и советской визуальных культурах. Моё внимание сосредоточенно на выявлении общих черт и различий механизмов «культурного зрения» в имперское время и первые десятилетия советской власти. Обнаружение особенностей, характерных для художественных репрезентаций городского пространства в каждый из рассматриваемых периодов, позволяет нам зафиксировать динамику «режимов видения», сравнить характеристики и преобладающие модальности сменяющих друг друга визуальных культур.

Следуя традиции «культурной истории зрения» и визуальных исследований я понимаю психофизиологическую способность человека «видеть» как исторически обусловленную практику взаимодействия индивида с окружающей реальностью. В отличие от физиологического зрения (vision), визуальность (visuality) зависит от социокультурных факторов [1]. Области «видимого» и «невидимого» и наш опыт зрения зависит от «скопического (оптического) режима», задающего порядок «рассматривания» мира [2]. При этом, «каждая новая культура визуального по-новому определяет то, что и как мы видим» [3, c. 11]. Признавая справедливость этих утверждений, я хочу заметить, что, несмотря на сменяемость оптических режимов, некоторые образы оказываются на редкость устойчивыми и остаются «в поле зрения» следующих эпох.

Руководствуясь принципами визуальных исследований, в своей работе я стремлюсь не только интерпретировать содержание изображений, но и анализировать процессы создания, потребления и циркуляции визуальных образов, типичных для лаковой миниатюры. Так, исторически обусловленные особенности производства этого вида художественной продукции побуждают меня изучать «генеалогию» образов, то есть рецепцию художниками-миниатюристами известных им изображений и творческую переработку этих визуальных впечатлений в их собственной практике. Например, известно, что многие видовые и архитектурные пейзажи лаковой живописи XIX века были заимствованы с гравюр и литографий. Выявление такого «оригинала» может вызывать затруднения у историка, однако с этой задачей успешно справляются более «насмотренные» искусствоведы и историки искусства [4],[5]. Установление воспроизводимого образца позволяет нам вписать изображение на шкатулочной крышке в контекст визуальной культуры прошлого.

Лаковая миниатюра: необходимость пристального взгляда

Основой корпуса визуальных источников данного исследования являются предметы постоянной экспозиции «Русская лаковая миниатюра», открывшейся в мае 2014 г. во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ, Москва). Данная экспозиция состоит из четырех тематических разделов, каждый из которых занимает небольшой зал цокольного этажа здания музея. Она начинается с демонстрации работ первых русских лаковых мастерских, а также образцов изделий с лаковой росписью из Англии, Франции, Персии и Германии. Экспонаты второго зала рассказывают об «искусстве, рожденном революцией». Предметы экспозиции иллюстрируют этапы истории и художественного развития трех бывших иконописных центров: Палеха, Мстёры и Холуя. Здесь после революции 1917 года бывшие «богомазы» вынуждены искать «как и на чем можно применить искусство живописи» [6, c. 36]. Вскоре они заимствуют практику лаковой живописи по папье-маше у артельщиков подмосковного села Федоскино и начинают писать советские сюжеты, сохраняя стилистические особенности иконописных изображений и технологию росписи темперными красками. Советской тематике в предметах лаковой миниатюры посвящен третий зал экспозиции. В четвертом зале собраны изделия промысла, созданные в последние десятилетия.

Читать статью