Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Поддубная Т.В. — Особенности границы образа тела и межличностные взаимоотношения (на примере пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями)

(Опубликовано в журнале «Психолог» №3, 2017)

01/07/2017

Особое внимание к телесности человека с давних пор является предметом пристального внимания ученых, а медико-психологическая литература по-разному подчеркивает акценты взаимосвязей системы «физиология-психика», создавая психосоматический образ личности. Центром проявления подобных векторов оказывается тело, которое всегда субъектом переживается, воспринимается, осознается. Подобное психофизическое самоотношение традиционное обозначается единым понятием «образ тела», которое вбирает в себя обширный спектр научных определений. С осознанной точки зрения исследуется внешность, параметры телесной оболочки, их влияние на самооценку, Я-концепцию [13,14]. С другой стороны, неосознаваемой, образ тела может быть тождественен чувству себя, когда субъект личность ощущает собственную погруженность в телесный контейнер, причем с ощущением изолированности от внешних не-Я явлений [23]. Тогда можно говорить о наличии границы, расщепляющей действительность по принципу субъект-объектного членения, по одну сторону которой оказывается индивид, очерченный собственным телом – хранилищем Я, по другую – внешние не-Я объекты [22,31].

В процессе психотерапевтической работы специалист любой практической парадигмы сталкивается с нарушением у клиентов субъект-объектного членения реальности, которое может не достигать уровня патологии, однако проявляется стремлением к слиянию или слишком выраженной аутизацией, жалобами на состояние психологического «удушья», неспособностью вступать в межличностные отношения с адекватной дистанцией. Подобные явления не являются патологичными, однако напрямую зависят от особенностей субъективной границы Я, а система признаков, которая позволит быстро распознавать её нарушения, окажется полезным психотерапевтическим инструментом, способным улучшить качество оказываемой помощи и спрогнозировать поведение клиента в процессе работы.

Теоретический обзор позволяет обнаружить несколько разрозненных линий изучения границы образа тела, простое соединение которых не позволяет сформировать объемное видение данного феномена. В психоаналитической традиции на первый план выступает онтогенетическая теория формирования чувства Я, эмпирические исследования предлагают анализ свойств границы – водораздела между личностью и другими не-Я объектами. Общим оказывается не только хаотичность представленных данных, но и апелляция к клиническим нарушениям (психотическим и психосоматическим расстройствам) как маркерам искажения границы Я.

Онтогенетическая схема становления границы образа тела детально проработана в теории объектных отношений, постулирующей самую раннюю диаду матери и младенца как единую коммуникативную сеть, «первобытную пещеру», объединенную общим психофизиологическим субстратом [2,10]. Младенец тождественен телу, он не способен разделять эмоцию от сомы, при этом все переживания матери транслируются ребенку и также оказываются частью его личности, не отличаясь от его собственных психоэмоциональных реакций. Объединяющей оболочкой симбиотической системы оказывается кожа, на пространствах которой разворачиваются первичные события психической жизни [17,18]. По мере естественного распада диаде происходит формирование уникальных телесных и психологических границ ребенка, эмоции дифференцируются и отделяются от состояния первичной фигуры [10]. Амбивалентное и диффузное («беспорядочное материнство) отношение матери, связанное с сочетанием отвержения и любви, приводят к бессознательной попытке удержать ребенка в симбиозе и тормозят процесс его сепарации. На затянувшееся слияние в диаде оказывает влияние и слабая роль отца, не способного «разбить» диаду и стать промежуточной опорной фигурой [7]. Кроме того, неблагоприятные взаимоотношения между родителями зачастую разрешаются через вовлечение третьего (ребенка), который становится медиатором для отыгрывания негативных внутрисемейных импульсов [20]. В подобном дизонтогенезе нарушается процесс выстраивания собственных границ и личность застывает в симбиотической связи с первичной фигурой, испытывая выраженные трудности как в отделении себя от Другого, так и в способности распознавать собственные психосоматические состояния, реагируя телесно и психически на различные стрессогенные триггеры из-за слабой и искаженной границы Я, что в первую очередь отражается через соматические реакции [2,3].

Читать статью